Социально-педагогическая помощь в жизненном самоопределении личности

Предметом особого интереса для социального педагога при оказании им помощи в жизненном самоутверждении личности выступает диагноз самосознания этой личности и ее стремление изменить себя в том или ином направлении: пре-одолеть недостатки своего характера, выработать у себя сильную волю, добиться изменений в спортивном, интеллектуальном или профессиональном плане, статусноролевой позиции, внутренней духовной культуре, преодолеть пассив-но-созерцательное отношение к жизни, стать более конкурентоспособным и т. д. И здесь важно определить, что является наиболее существенным для личности: маска или та роль, которую он играет, его персона, дух, душа, его энергия и субстанция, эмоциональные и нравственные начала, совокупность общественных отношений, в которые он включен, рациональность, ум, мышление, способность подчинить свою волю разуму.

Состояние же самосознания населения во многом зависит от этноконфессиональной ситуации в регионе, основных признаков идентификации национальной принадлежности и целенаправленной социально-педагогической работы. При этом успехи социально-педагогической деятельности по оказанию помощи в жизненном самоопределении личности во многом определяются тем, насколько знаком социальный педагог с методологией и методикой развивающего обучения и воспитания, от четкости его представления об основных механизмах социокультурного развития личности молодого человека, выбора им основных форм и видов деятельности и общения, характера выполнения соответствующих социальных ролей, мотивации его поведения, истоках его активности.

Особую роль в самоопределении личности играет внутренняя духовная культура. Для ее выработки необходимо:

• воспринимать и оценивать действительность с позиций соответствующего религиозного, нравственного, политического и другого смысла;

• жить во имя реализации той или иной идеи, воплощения ценностей культуры своего народа;

• быть активным субъектом деятельности и культуры, творчески относиться к действительности;