Социально-педагогическая поддержка ребенка в культурной среде

Целенаправленность педагогической деятельности не связана с навязыванием ребенку представлений о том, кого из него необходимо воспитать. В культурной среде школы педагоги определяют задачи реорганизации школьных помещений и зон рекреации, организации культурной деятельности детских сообществах, а также преобразования учебных программ и планов на принципах разнообразия, вариативности и альтернативности в соответствии с результатами диагностики образовательной деятельности школы. Это дает ученику возможность выбора деятельности, родителям — возможность увидеть перспективы и потенциал своего ребенка, школе — стать подлинным культурным центром для детских и взросло-детских сообществ.

Но одновременно это дает педагогу возможность повысить свою педагогическую культуру, поскольку культурная среда школы не может функционировать, если учительская среда консервативна и не воспринимает нововведения.

В ходе исследования автором определена структура культурной среды школы, которая представляет собой целостную, динамическую систему компонентов, находящихся в определенной иерархической взаимозависимости: аксиологического, базовых, функционально-образующих и предметно-практических.

Культурная среда школы формируется в процессе освоения идей и ценностей, воспринятых в данном педагогическом

сообществе и учитывающих интересы, потребности школьников и их родителей.

Ценностные ориентации, прежде всего учителей как руководителей и инициаторов развития учебно-воспитательного процесса, определяют направленность культурной среды. Ценностный компонент культурной среды аксиологически обусловливает ее базовые компоненты (ценностно-смысловая основа), взаимодействующие друг с другом, сущностное представленные на других уровнях во всех последующих компонентах. Для реализации целей современной культуросообразной школы важен процесс саморазвития (самоопределения, самореализация, самореабилитации и самоорганизации) педагогов, школьников и их родителей, обеспечивающий создание соответствующего пространства в ее культурной среде, выраженной психологическими, социальными и материальными условиями. Педагогическая поддержка — важнейший компонент среды, ориентированный на оказание помощи и поддержки процесса развития и саморазвития ребенка и гуманизацию образования в школе в целом. Педагогическая поддержка — это система деятельности, имеющая свои цели, виды (прямая и превентивная поддержка), принципы, методы оказания помощи ребенку в среде школы.