Социально-педагогическая поддержка ребенка в культурной среде
Рассмотрение образовательных процессов в контексте культуры вызвано рядом причин: во-первых, проблемами современного образования не только в России, но и в мире, связанными со снижением культурного уровня учащихся и учителей, обезличенностью в обучении, малокультурной школьной средой, отсутствием культуры общения в школе, ростом шовинистических тенденций в обществе, усилением межэтнической и межконфессиональной разобщенности людей; во-вторых, современными представлениями ученых о процессах развития личности в контексте культуры; в-третьих, ослаблением этического влияния старшего поколения на воззрения и традиции, существовавшие в обществе и принимаемые старшими поколениями.
Неотъемлемым условием развития теоретических знаний о культурной среде является изучение ее сущности и содержания. Культурная среда образовательного учреждения являет-
ся не только важным источником культурного развития личности, но и идейно-ценностной атмосферой культурного становления личности и внутришкольных сообществ, она определяет духовно-нравственный, творческий и интеллектуальный "климат" (уклад, образ жизни) образовательного учреждения, оказывает свое влияние на культурную среду социума, при этом происходит взаимообогащение этих сред.
Это пространство культурного самоопределения ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и культурными предпочтениями (субкультура ребенка), с одной стороны. С другой стороны, это сфера педагогических влияний, т. е. создания педагогических условий для развития и саморазвития личности ребенка, которая определяется как культурная среда образовательного учреждения.
Именно аспект педагогического влияния как детерминирующего процесса развития культурной среды школы и личности в ней является сущностным отличием от определений других авторов (Е.А. Александровой, Н.Б. Крыловой). Если культурная среда — это пространство условий, необходимых для развития личности, то в науке педагогические условия рассматриваются как результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, способов, организационных и коммуникативных форм образования (воспитания, обучения) для достижения педагогических целей.