Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным поведением
Социальные отклонения, которые выражаются в преступных, уголовно наказуемых действиях, когда индивид становится субъектом преступления, которое рассматривается следственными и судебными органами, представляют более серьезную общественную опасность и относятся к криминогенным преступным проявлениям.
Подростковый и юношеский возрастные периоды входят в группу повышенного риска, так как для них характерны:
а) внутренние трудности переходного периода, начиная с психогормональных процессов и заканчивая перестройкой Я-концепции;
б) пограничность и неопределенность социального положения подростков и молодежи;
в) противоречия, обусловленные изменением механизма социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании старшим, уже не действуют, а новые, взрослые, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли.
Выделяя функции социального педагога (диагностическую, прогностическую, посредническую, коррекционно-реабилитационную, охранно-защитную, предупредительно-профилактическую, эвристическую), М.А. Галагузова, М.Н. Костикова показали, что они могут быть реализованы социальным педагогом социально-педагогического или образовательного учреждения посредством оказания человеку различных видов помощи: социально-информационной, социально-правовой, социально-реабилитационной, социально-бытовой, социально-экономической, медико-социальной, социально-психологической, социально-педагогической.
С учетом особенностей работы социального педагога в общеобразовательной школе нами конкретизировано содержание видов социально-педагогической поддержки.
Социально-информационная поддержка — обеспечение подростков и их родителей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг.