Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов

К простым заданиям относятся те, в ходе выполнения которых личные интересы участников могут быть затронуты лишь поверхностно. Дети не беспокоятся о защите своих интересов и сплоченно действуют ради достижения общей цели. Действия всех участников четко расписаны и оставляют им лишь узкое поле для достаточно неглубокого взаимодействия; количество правил, на которые надо ориентироваться при выполнении заданий, невелико.

Например, группе детей предлагают выполнить совместно тематическую аппликацию. На первом этапе каждый ребенок самостоятельно вырезает из стандартной заготовки вагончик. Затем он может внести в работу творческий вклад: раскрасить вагончик так, как ему нравится, нарисовать в окнах пассажиров. На последнем этапе дети наклеивают свои вагончики на большой лист ватмана с нарисованными рельсами и паровозом, составляя из них поезд. Для этого дети выходят к доске, к которой прикреплен ватман, либо строго по очереди, установленной учителем, либо в более свободном порядке — после окончания работы над своим вагончиком. Взаимодействие участников сводится к тому, что результат индивидуальной работы каждого (вагончик) включается в общую работу (поезд), а также, если это предусмотрено учителем, к определению места своего вагончика в ряду других и умению "разойтись" у доски. Личные интересы участников при этом не могут существенно пострадать.

Выполнение наиболее сложных заданий глубоко затрагивает самые разные личные интересы участников. Беспокойство участников о защите своих личных интересов отвлекает их от достижения групповых целей, создает напряженную атмосферу в группе. Сложные задания не предусматривают строгого распределения функций между участниками, а правила работы оставляют широкое поле для взаимодействия. Чтобы защитить свои интересы при выполнении задания, детям недостаточно соблюдать правила, вводимые учителем. Им приходится учитывать совокупность действий и настроений всех участников коллективной работы, внимательно следить за сложной и постоянно меняющейся ситуацией в группе.