Социально-педагогическая деятельность с особыми контингентами детей
Наряду со школьной и внешкольной социально-педагогической деятельностью выделяются отдельные ее области, связанные с работой с отдельными контингентами, в частности с лицами-, страдающими депрессией и одиночеством, с детьми и подростками, имеющими те или иные отклонения в поведении от нормы, или лицами с девиантным поведением, лицами, имеющими затруднения в своем жизненном самоопределении или же оказавшимися в проблемной ситуации, из которой необходимо искать выход. Утвердилось мнение, что объектом социально-педагогической деятельности являются прежде всего дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, психическими, социальными отклонениями от нормы, возникающими вследствие дефицита полноценного социального воспитания, а также дети, имеющие физические нарушения развития .
Если процесс социализации ребенка проходит успешно, то он не нуждается в профессиональной помощи социального педагога. Необходимость в ней возникает в том случае, если семья и школа не обеспечивают необходимое развитие, воспитание и образование ребенка, в результате чего появляются «социально выпавшие» дети. Поэтому, прежде чем реализовать цели своей деятельности, социальный педагог должен хорошо представлять особенности развития ребенка и среду, в которой он развивается. При этом следует помнить, что ребенок, как правило, не может сам осознать свои проблемы и объяснить их социальному педагогу, который часто вынужден самостоятельно выяснять факторы, негативно влияющие на ребенка, чтобы ему помочь.
Социально-педагогическая деятельность всегда адресна, направлена на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальных программ помощи ребенку. Поэтому она локальна, ограничена временем, в течение которого решается проблема ребенка. Если обычная педагогическая деятельность — это разновидность профессиональной деятельности, направленной на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личного развития обучаемых, то социальная педагогика только этим не ограничивается. Это разновидность профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи ребенку в процессе социализации, освоение им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.