Социально-педагогическая деятельность с особыми контингентами детей

Агрессия, согласно теории фрустрации, является формой поведения, цель которого — стремление разрушить либо снизить эффект соответствующего психического состояния. Ее сдерживание может стать источником дополнительного напряжения. Выход из этого состояния видится в создании стабильной ситуации, обеспечении перспективы личного роста и самореализации, реализации жизненных планов и создании благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе. Условием стабилизации является устранение скрытых угроз нормальной жизнедеятельности индивида и препятствий на пути его личностной самореализации.

Таким образом, девиантное поведение, согласно теориям стигматизации и фрустрации, есть результат взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека. Характер девиантного поведения человека зависит от того. как он научен отвечать на возникающие трудности — созидательными или разрушительными действиями. В зависимости от того, делается ли акцент на конфликте индивидуальной личности или конфликте социальной структуры, девиация признается ненормальным или вполне нормальным явлением. Согласно, например, Э. Дюркгейму, девиация, или аномия. возникает вследствие присущих человеку биологических влечений, которые недостаточно сдерживаются обществом. По Р. Мертону, общество, с одной стороны, поощряет своих членов на борьбу за успех, а с другой — регулирует их поведение в ходе этой борьбы. Давление культуры на индивида ломает правила поведения, что является нормальным ответом.

Злачительное влияние на формирование будущего девианта оказывает процесс социализации в семье. Многие родители надеются, что ребенок сможет достичь высоты, не достигнутой ими самими, и для этого делают все от них зависящее, чтобы обеспечить ему успех. Ситуация завышенных устремлений и ограниченных реальных возможностей, согласно Р. Мертону, влечет за собой отклоняющееся поведение. Последнее явно указывает на необходимость исследования процесса формирования целей у представителей различных профессий и социальных слоев и объяснения роли семьи как непроизвольного воспитателя отклоняющегося поведения. Социокультурный подход к рассмотрению отклоняющегося поведения позволяет усматривать причину этого отклонения не в психологии и феноменологии самого человека, а в состоянии общества и его культуры.