Социально-педагогическая деятельность с особыми контингентами детей

Существует набор качеств, которые позволяют относить человека к числу «нормальных», соответствующих всем требованиям общества, или «ненормальных», «отверженных». Термин «стигма» появился в древнегреческой цивилизации. Он применялся для описания телесных знаков. Это были обычно вырезанные или выжженные на теле знаки, которые говорили о том, что их носитель — раб, преступник или изменник, т. е. человек, запятнавший себя позором, ритуально не чистый, тот, кого следует сторониться, особенно в публичных местах.

Существуют три типа стигмы: телесные уродства, т. е. разного рода физические отклонения; недостатки индивидуального характера, такие, как слабая воля, неконтролируемые или неестественные страсти, бесчестность и т. д.; родовая стигма расы, национальности, религии, которая может передаваться по наследству и охватывать всех членов семьи. Например, в средневековом европейском обществе стигматизации подвергались евреи и женщины. Первые рассматривались как «христопродавцы», а значит, «нелюди», вторые — как колдуньи, обладающие какими-то магическими способностями.

Человек со стигмой воспринимается не вполне как человек, в силу чего к нему могут применяться различного рода дискриминации. Существует проблема его «принятия» обществом. Люди, имеющие дело с таким индивидом, не выказывают ему того почтения и уважения, которых он, быть может, заслуживает в силу своих подлинных достоинств. Нехватка обычного человеческого тепла, социальная изоляция могут превратить человека в мнительного, подавленного, враждебно настроенного, беспокойного и растерянного. Осознание им своей ущербности означает, что человек не способен самостоятельно вытеснить из своего сознания непреходящее чувство незащищенности. Это порождает страх, что другие не будут уважать тебя в силу каких-то внешних твоих «качеств. А это в свою очередь ведет почти к полному разрушению самооценки личности.

Выделяют первичную и вторичную девиацию. Первичная — это временная, глубоко не осознанная девиация, когда индивид лишь изредка нарушает правила, но окружающие смотрят на это сквозь пальцы, а сам он не считает себя девиантом.