Социально-педагогическая деятельность с особыми контингентами детей

К основным направлениям социально-педагогической деятельности с особыми контингентами детей относятся деятельность по:

• профилактике явлений дезадаптации , повышению уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития;

• социальной реабилитации детей.

Профилактическая и реабилитационная деятельность включает как непосредственную работу с ребенком, так и посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой, что должно способствать их социокультурному становлению и развитию. Ориентируясь на социализацию ребенка, социальный педагог в своей профессиональной деятельности всегда исходит из существующей социальной нормы, а порой из целой совокупности этих норм: правовой, нравственной, социокультурной, общинной, государственной, этической, региональной, поселенческой, поведения в школе, на улице, в быту и т. д.

Социальная норма — такие исторически утвердившиеся предписания и форма регулирования отношений и личного поведения, в соответствии с которыми должны совершаться определенные действия для достижения той или иной цели. Это предел, мера или интервал допустимого поведения, деятельность людей или социальных групп, которые официально установлены или сложились на том или ином этапе развития данного общества.

В нормах проявляется и находит отражение как предыдущий социальный опыт , так и современное восприятие окружающей действительности. Вместе с тем в качестве социальной нормы выступают лишь те предписания, которые принимают форму безличного, всеобщего, социально необходимого и обязательного требования, являющегося всеобщим принципом поведения. Нормативная форма требований предписаний безлична как в отношении субъекта, так и адресата. По функциональному предназначению социальная норма - регулятор массового поведения. Она вырождается по мере того, как ее формы утрачивают массовое применение.