Социально-педагогическая деятельность с особыми контингентами детей

Нередко борьба с наркоманией ведется групповым методом. Для этого формируется команда из нескольких человек, руководителем которой является советник по вопросам профориентации или учитель, прошедший специальную подготовку. Перед тем как приступить к работе, команда встречается с директорами школ для выяснения деталей программы. За каждым членом команды закрепляется примерно 16 детей, и он проводит с ними серию занятий, состоящих из 12 уроков по 45 мин. Большое внимание на этих занятиях уделяется чувствам детей, их индивидуальности, нравственным ценностям, умению принимать правильные решения. Детей побуждают задавать вопросы, обсуждать проблемы, связанные с потреблением наркотиков. Для родителей организуется специальный семинар, на котором обсуждаются проблемы наркомании.

Программы борьбы с алкоголизмом и наркоманией, практикуемые, например, в США, далеко не всегда эффективны в европейских странах с глубокими национальными традициями и особенностями культуры населения. Это объясняется тем, что основное внимание в них сосредоточено исключительно на раскрытии психотропных свойств наркотиков, их способности оказывать специфическое воздействие на нервную систему человека, учитывается лишь биологическая природа человека, особая норма взаимодействия организма с наркотическим веществом, в результате которого рано или поздно возникает привыкание или психологическая зависимость. Акцент тем самым как бы переносится с социокультурной сущности психотропных средств, их смыслового, символического потребления в силу тех или иных ценностных ориентации человека на их общие характеристики биохимического свойства, способность влиять на состояние и особенности поведения человека.

В зависимости от целей выделяются две основные формы потребления наркотиков: медицинское и немедицинское. Медицинское, или лекарственное, применение признается социально оправданным и необходимым при строгом соблюдении правил, регламентирующих данный процесс. Всякое же другое употребление наркотиков считается незаконным и автоматически попадает в разряд отклоняющегося поведения. Таким образом, проблема из физиолого-психологической переводится в разряд социальных. На основе же такого понимания проблемы наркомании строится вся стратегия и тактика борьбы с потреблением наркотиков.