Социально-педагогическая деятельность с особыми контингентами детей

Главной задачей в таком случае является создание условий для приобретения подростками социального опыта, расширения рамок социальной компетентности. Базовым инструментом для решения этой задачи служит модель новой жизни.

Важнейшим требованием, предъявляемым к программе реабилитации, является, во-первых, четкое определение конфликтов , во-вторых, процедуры их разрешения.

Предварительный анализ работы с девиантными подростками позволяет выделить основные принципы деятельности социального педагога:

> включение рефлексии, т. е. приобретение учащимися навыков рефлексивного анализа ситуации и собственного поведения в течение дня, всего периода учебы;

> безоценочность в подходе к анализу их поведения. Поступок, совершенный подростком, обсуждается как сделанный им выбор одного из возможных вариантов поведения, рассматриваются негативные и позитивные стороны этого выбора и альтернативные способы поведения, которые в данной ситуации были бы более подходящими;

> создание условий для достижения успехов учащимися в учебной и иной деятельности;

> нормирование девиантности поведения при помощи образцов, демонстрирующих последовательность и оптимальность в отношении учащихся друг к другу. Дети должны убедиться в эффективности предлагаемых им способов действия;

> выведение подростка из позиции ребенка в позицию взрослого, подразумевающий не только усвоение новых способов общения, взаимодействия с окружающими, присущих взрослым , но и принятие на себя ответственности за совершаемые действия и поступки.

Ярким примером профилактической, реабилитационной воспитательной работы с подростками с выраженным девиантным поведением служит социальная работа с курящими подростками. С устойчиво курящими подростками ведется специальная работа, направленная на уменьшение дозы табака, выкуриваемого в сутки. Технология этой работы, на первый взгляд, парадоксальна: им разрешается курить.