Социально-личностное развитие ребенка

Правила этикета. Взрослые должны своим примером демонстрировать детям правила этикета и побуждать их им следовать: здороваться при встрече и прощаться при расставании; говорить «спасибо» за помощь, за подарок; пользоваться салфеткой; желать приятного аппетита и спокойной ночи; извиняться, если нечаянно причинил кому-то неприятность; спрашивать разрешения, если хочет присоединиться к игре детей или взять чью-то игрушку. Подражая взрослым, дети постепенно обучаются вежливости, усваивают правила этикета. Малыши учатся пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Перед едой воспитатель желает им приятного аппетита, учит говорить «спасибо» после еды. Во время приема пищи взрослый негромко беседует с детьми: рассказывает, что они будут есть на первое и на второе, спрашивает, вкусный ли компот, хвалит малышей.

В ходе проведения ежедневных процедур у маленьких часто возникают капризы, недовольство, конфликты с взрослыми. Ребенок может отказываться от приема пищи или ка-кого-то ее вида, не хочет садиться за стол, играет во время еды, не желает пользоваться донской, чашкой и пр. Некоторые дети не любят переодеваться, плачут, сопротивляются, привередничают. Случается, что малыш отказывается ложиться в кроватку, встает или долго не засыпает, зовет маму, плачет. Многие дети не умеют проситься в туалет, отказываются садиться на горшок, не любят умываться, причесываться, чистить зубы и пр.

Обычно педагоги объясняют причины такого поведения ребенка его избалованностью в семье, негативными чертами характера, желанием привлечь к себе внимание взрослого.

Чтобы понять истинные причины его отказа или сопротивления воспитателю важно представить чувства и переживания ребенка в данной ситуации. Отказ от выполнения тех или иных режимных процедур чаще всего связан с сопутствующими негативными ощущениями (холодный горшок, неудобная поза, непривычно твердая пища, неудобная одежда и пр.), переживаниями, вызванными неделикатным обращением взрослого (подавлением стремления к самостоятельности, прерыванием интересных занятий, не учётом индивидуального темпа деятельности и др.). Например, малышу неприятно ощущение холодной воды, он испытывает боль от попадания мыла в глаза или нос, его раздражает неделикатное прикосновение взрослого к лицу, резкие поспешные движения. Ему бывает трудно справиться с негативными переживаниями, к тому же он еще не может их осознать и выразить словами, но они выступают сигналом взрослому о дискомфорте, эмоциональном неблагополучии, которое испытывает малыш, й их не следует приписывать «избалованности», «вредности», недисциплинированности.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  Следующая > В конец >>