Социальная эффективность профильного обучения в Ханты-Мансийском округе

В опрошенных школах ХМАО-Югры лишь все три компонента ППП - элективные курсы, информационная работа и профильная ориентация - в той или иной степени работают на учёт потребностей экономической сферы региона. Почти в каждой школе реализуются такие предпрофильные ориентационные элективы, как «Твоя профессиональная карьера», предполагающие активное знакомство учащегося не только с технологией получения профессии и возможностями карьерного роста в ней, но и с региональным рынком труда. В то же время в спектре предпрофильных предметных элективов практически «не читается» региональная специфика. В рамках информационной работы используются такие формы, как экскурсии на предприятия и в учреждения профессионального образования , встречи с представителями профессиональной сферы и специалистами системы профессионального образования , участие в выставках, аукционах, ярмарках «Образование и карьера» и другие. При этом ведущими направлениями информационной работы, как правило, выступают: знакомство с профессиями, составление перечня профессий, пути получения профессий; виды профессионального образования и т.п. В рамках профильной ориентации широко используются такие формы работы, как индивидуальные профессиональные консультации, экскурсии на предприятия. Содержание профильной ориентации в школах ХМАО-Югры включает в себя не только непосредственно выбор профиля обучения, но и уточнение профессиональной ориентации, профессиональных склонностей, интересов, профессиональное самоопределение.

Несколько менее развито сетевое взаимодействие в рамках ППП, отвечающее задаче учёта образовательных потребностей экономической сферы региона. С Центрами занятости, труда и адаптации взаимодействуют лишь 2 школы; с вузами - 1; с учреждениями начального и среднего профессионального образования - также 1. Правда, рассматриваемая задача частично решается в ходе взаимодействия школ с межшкольными учебными комбинатами и учреждениями дополнительного образования детей . Так, взаимодействие Междуреченской СОШ с ЦДОДД «Подросток» включает в себя организацию цикла интеллектуальных игр «Мир профессий».

Будучи достаточно широкой и разнообразной на этапе ППП, деятельность школ ХМАО по учёту образовательных потребностей экономической сферы региона резко сворачивается на этапе ПО. Так, лишь 3 школы указали, что при отборе профилей руководствуются потребностями экономической сферы региона и состоянием рынка труда. . Ни одна школа не указала, что при формировании профилей учитывается состояние в районе, городе системы профессионального образования и наличие у школы связей с учреждениями профессионального образования.