Социальная педагогика в эпоху возрождения
1. Основы социальной педагогики в эпоху Возрождения
В XV в. начинаются кардинальные изменения в обществе. Светские формы социальных отношений признаются приоритетными над религиозными. Этот процесс характерен для всех сфер деятельности: от семьи до государства. В это время складывается новая целостная система взглядов, породившая широкое течение общественной мысли и культурное движение в Западной Европе – гуманизм. В центр был поставлен человек, представитель рода, а семья – это место, где начинает формироваться человек – будущий член общества, где ребенок обучается первым социальным навыкам. В качестве главной задачи выдвигали воспитание нового, более совершенного человека.
Возвращение к античным идеалам совмещалось с использованием опыта европейской культуры этого времени. Гуманистический идеал – это и социальность, и нравственность, представления о гармонично развитом человеке и важности физического воспитания, выстроенные на христианской основе.
Указанные подходы нашли свое яркое воплощение в работах Эразма Роттердамского, Хуана Луиса Вивеса, Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня и др. Они создали педагогику, ориентированную на индивидуальность, с гражданским пафосом, задачи которой были направлены на воспитание счастливых и удачливых людей.
Витторино да Фельтре. Основал среднюю школу «Дом радости» при дворе герцога Гонзага в Мантуе. Основа обучения – латинский и греческий языки, чтение античных авторов, логика, риторика. Преподавались арифметика, геометрия, алгебра, естествознание, музыка. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию; классическое образование сочеталось с физическим воспитанием.
Томас Мор. «Утопия» . Представление о наилучшем строе. В стране Утопия отменена частная собственность, нет денег, все трудятся. Радость в жизни, в духовной свободе. Подробного описания системы образования нет. Мальчики и девочки получают одинаковое начальное образование, приобщаются к труду. Основные предметы: чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, естествознание, земледелие. Обучение ремеслу домашнее. Необходимо постоянное добровольное образование. Особое значение придается нравственному воспитанию. Много внимания уделяется формированию религиозности, веротерпимости.