Социальная педагогика в 20 веке
1. Социально-педагогическая деятельность и взгляды Я. Корчака
Януш Корчак вырабатывал собственную концепцию детства и путей формирования ребёнка как личности. Концепция Корчака изложена в его книге «Как любить детей». Руководил детскими приютами , выступал как эксперт в суде по делам несовершеннолетних. Корчак выпустил ряд книг о воспитании, в т.ч. «Воспитательные моменты», «О школьной газете», «Право ребенка на уважение», «Правила жизни», «Шутливая педагогика» и т.д.
Исходный тезис педагогической концепции Корчака – ребёнок и его благо. Ребёнок – самостоятельная, независимая от другой воли личность. Вопреки представлению, что ребёнок – лишь будущий человек, а детство – подготовительный этап взрослой жизни, Корчак утверждал идеи полноценности ребёнка как человека, самоценности детства как подлинного, а не предварительного этапа «настоящей» жизни. Вытекающая отсюда равноценность ребёнка и взрослого означала признание права ребёнка быть тем, кто он есть, – права на индивидуальность, права на уважение его человеческого достоинства. А это требует полной и решительной ломки существующего неравноправного отношения к ребёнку, пренебрежения к нему, манипулирования его личностью, проявляющихся как в бесцеремонности родителей, так и в тотальной нивелировке детей государством.
Цель воспитания – полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребёнка, формирование его личности в духе идеалов добра, красоты и свободы, личности, обладающей внутренней самостоятельностью и чувством собственного достоинства.
Стержнем воспитательной системы Корчака было пробуждение в ребёнке потребности к самопознанию, самооценке, самоконтролю и воли к самоусовершенствованию. Ребёнок рассматривается как субъект воспитания: «воспитания без участия в нём самого ребёнка не существует».
Условие и мощный фактор эффективности этого процесса: