Социальная педагогика П. Наторпа

Понятие «Идея» взято из Платона. По мнению Наторпа, центральную Идею нельзя познать путем внешнего опыта, поскольку она не существует в реальном мире, а показывает, каким он должен быть в идеале. Равно, эта идея – не есть понятие психологическое, и ее нельзя постичь внутренним опытом. Идея – некий абсолютно высший принцип, объединяющий в себе все начала.

Вывод – человеческое сознание, несущее в себе стремление к идее, тем самым стремится к всеобщему единству, гармонии и совершенству. Впрочем, это попытка лишь максимально приблизиться к бесконечно удаленной цели, полностью ее достичь никогда не удастся. Именно человеческая воля выражает такое стремление, она-то и должна стать главным объектом воспитания.

Наторп полагал, что поскольку Идея – это мировое единство стремлений всего человечества, то и максимально приблизиться к ней возможно, лишь соединив индивидуальные воли каждой личности в нечто общее, при активном взаимодействии сознаний большого числа людей.

В его «Социальной педагогике» термин «общность» – не только социум, но и объединение личностей, стремление которых направлено к единой высшей цели. Отсюда следует необходимость и неизбежность воспитания отдельных детских сознаний в тесном взаимодействии с общим, коллективным сознанием, которое проявляется в общественной жизни.

3. Концепция социального воспитания

Наторп создал концепцию социального воспитания. Социальное воспитание понимал в самом широком значении. Это не какое-то специальное направление педагогической науки, а наиболее полное выражение задач педагогики в целом. Считал, что в природе не существует «несоциального» воспитания, поскольку ребенок, да и взрослый человек может воспитываться только напрямую другими людьми через общение с ними. «Человек становится человеком только благодаря человеческой общности».

Рассматривая основные законы развития общества, указывал на три основных компонента социальной жизни:

– организация труда ;