Социальная педагогика как наука и ее основные категории

Развитие личности (реализация внутренне присущих задатков, свойств человека) во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат ее социализации — усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором она живет.

Социализация — процесс "вхождения" ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок, качеств).

Социальный опыт — единство умений, знаний, способов поведения, ценностных ориентации личности.

Поскольку социальное воспитание (и семейное, и конфессиональное) лишь составная часть процесса социализации, постольку социальная педагогика изучает его в контексте социализации, т. е. она рассматривает, какие социальные обстоятельства прямо или опосредованно влияют на воспитание человека в масштабах планеты, страны и места его проживания (региона, города, сёла, микрорайона), какую роль играют в его жизни и воспитании средства массовой коммуникации, семья, общение с окружающими людьми и некоторые другие факторы.

Социальное воспитание — создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с учетом и использованием всех социальных влияний и воздействий. Это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно-полезной деятельности.

Социальное обучение — целенаправленный процесс и результат передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков у детей . 

Социальная среда — целостное психосоциальное пространство, образованное определенным кругом лиц и многообразием факторов.