Социальная педагогика как наука и ее основные категории

Социальная педагогика как наука изучает социально-педагогические явления в социуме и решает следующие задачи:

- изучение особенностей процесса социализации личности, т. е. изучение условий и результата;

- изучение структуры социально-педагогической деятельности, т. е. профессиональную компетентность, готовность к социально-педагогической деятельности, профессиональное мастерство.

Каждая наука имеет свой предмет, т. е. то, что она изучает в объекте, в данном случае — в человеке.

Предметом социальной педагогики является изучение закономерностей социального развития личности в процессе социального обучения и социального воспитания. Исследование взаимосвязей индивидуального развития личности и социального развития, индивидуального и социального процессов. Человек как представитель общества является носителем социальных отношений и его целей и задач. Но при этом у него есть свое жизненное предназначение, которое может быть реализовано только в социальном мире. Внести свой вклад в развитие этого мира — значит выполнить свою задачу на Земле.

Объектом являются дети и другие люди, нуждающиеся в налаживании связей с обществом, в успешном социальном развитии.

Объектом изучения социальной педагогики, с точки зрения Л.Е. Никитиной, является молодежь и дети, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации; И.А. Липский объектом изучения социальной педагогики считает взаимодействие человека и социальной среды, а академик РАО Г.Н. Филонов — процесс развития человека в социуме на основе совокупности его социальных взаимодействий, т. е. социальное развитие человека.