Социальная педагогика как наука и ее основные категории

В.Д. Семенов называет социальную педагогику педагогикой среды, интегрирующей научные достижения смежных наук и реализующей их на практике общественного воспитания.

X. Мискес понимает под социальной педагогикой научную дисциплину, раскрывающую социальную функцию общей педагогики и исследующую воспитательный процесс во всех возрастных группах.

Е. Молленхауер раскрывает социальную педагогику как помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения.

Наука — это сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых, объективных знаний и представлений о действительности .

Цель социальной педагогики — обеспечение возможностями и условиями социального становления и социального развития личности и общества, осмысление социальных явлений, процессов, их педагогическое оснащение.

Под целью социальной педагогики как науки И.А. Липский предлагает понимать повышение научной обоснованности, качества и эффективности социально-педагогической практики (и образовательного комплекса), что достигается реализацией аналитической, описательной, объяснительной и интегрирующей ее функций, которые в своей совокупности объединены в группу познавательных (исследовательских) функций.

По его рассуждениям, задачи социальной педагогики как науки можно условно объединить в три группы. Первая из них связана с исследованием практической деятельности: выявление закономерностей развития социальной работы и социально-педагогической практики, социально-педагогической деятельности субъектов и институтов социума; поиск противоречий и определение тенденций их разрешения в его разных видах, сферах социальной среды и на различных уровнях их анализа; разработка принципов, способов, методов и форм деятельности социального педагога и социального работника; изучение истории социальной работы (и ее социально-педагогического компонента); анализ и оценка опыта социально-педагогической деятельности кадров, организаций и институтов в зарубежных странах и др.