Социальная педагогика как наука и ее основные категории

Социальная педагогика как наука. Социальная педагогика — сравнительно новая область научного знания. Нужно отметить, что она имеет исторически отдаленные научные и практические предпосылки своего возникновения и развития.

Первые научные предпосылки возникновения социальной педагогики возникли в Европе во второй половине XIX в., когда немецкий философ П. Наторп выдвинул идею интеграции воспитательных сил общества с целью распространения культуры и просвещения в народе. Даже для Европы идея всеобщей педагогизации общества была смелой и опережала развитие научного знания в области социальной педагогики, не говоря об отставании науки от практики в России. Процесс дробления и интеграции наук носит всемирно-исторический характер и не зависит напрямую от общественно-политического устройства стран. Это подтверждается и в частном случае на примере социальной педагогики, процесс оформления которой в раздел научной педагогики начался практически одновременно в Западной Европе и в России в 10-20-е гг. XX в. .

Актуальные потребности общественной практики в Западной Европе, США и в России обусловили возникновение и развитие социальной педагогики как научного знания в системе гуманитарных наук, хотя процесс этот, обусловленный конкретно-историческими условиями, существенно отличался в России и других странах.

Развитие идей социальной педагогики необходимо рассматривать в русле общефилософских идей человечества. Разнонаправленность жизни человека на Земле предполагает освоение разных форм жизнедеятельности, разных ипостасей существования. Чем больше человек освоит этих форм, тем больше опыта он приобретет в своей жизни, тем насыщеннее будет выполнение им его жизненного предназначения. К таким формам жизнедеятельности можно отнести следующие: личностно-социальная идентификация, образ жизни ученика, профессиональное самоопределение и реализация в профессии, становление себя в роли любящего мужчины или женщины, отца или матери, гражданина своей страны, гражданина мира, осознание себя Человеком Вселенной, духовная само актуализация. Все это и есть жизненная сущность проживания человека на Земле. При этом инструментом реализации своей субъектности являются взаимоотношения и сотрудничество (сотворчество) с другими людьми.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Следующая > В конец >>