Социальная педагогика и социально-педагогическая институализация

Как и традиционная теоретическая педагогика, социальная педагогика имеет свои философские предпосылки, идущие в глубь веков к истокам древнегреческой цивилизации. В древнегреческой философии зародились две основные парадигмы познания и образования, по-разному объясняющие природу общественного целого и природу души. Первая парадигма, идущая от Платона, подчеркивает стабильные универсальные процессы мышления, механизмы которых не зависят от времени. Вторая парадигма идет от Гераклита, считавшего, что, для того чтобы узнать правду о прошедших событиях, необходимо понять образ жизни людей, организующий их мышление, которое, в свою очередь, влияет на их представление о прошлом. В основе первой парадигмы культурно-исторического типа педагогического мышления и практики лежат идеализация, или возвышение над повседневной действительностью с помощью соответствующего педагогического идеала, и ее преодоление. Впервые она возникла в виде древнегреческой «пайдеи». Согласно ей собственно образовательной деятельностью считается только такая, которая делает нас способными выходить за пределы нашего времени и пространства, за те пределы, которые определены биологически и привязывают нас к определенному моменту и месту жизни. Достигается это посредством конкретной практики, которая, во-первых, развивает чувственность человека и его язык и, во-вторых, с помощью этих инструментов позволяет ему проникать в ту вневременную и вне-пространственную реальность, которая называется миром идей. При этом результаты практики наилучшим образом выражаются в математических формах, с помощью которых мы освобождаемся от нашей ограниченности. Еще Сократ отмечал, что нельзя постичь природу души, не постигнув природу целого. Что обеспечивает связанность и целостность общества, на чем держится единство общения? Вот вопрос, на который пытается ответить первая парадигма.

Вторая парадигма, наоборот, исходит из опоры на существующую социокультурную традицию, ее пространственно-временную и ценностно-нормативную ограниченность. Главным здесь является опора на менталитет, на ту содержательную структуру личности, которая генетически предшествует мировоззрению, а затем интегрируется с ним в единую систему сознания. Это прежде всего субъективное отношение личности к миру, проявляемое в его ценностных ориентациях, смысловых установках, мотивах. Оно выражается в чувствах и в их рефлексиях, сознательно принятых и понятийно оформленных убеждениях, которые могут и не совпадать с чувственным восприятием, проявляться как соответствующий социальный идеал.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  Следующая > В конец >>