Социальная педагогика и ее междисциплинарный характер
Социальная педагогика как область науки и практической деятельности исторически сложилась на основе междисциплинарных связей, имеющих самое непосредственное от-ношение к целому ряду гуманитарных и других наук: философии, социологии, педагогике, культурологии, социальной психологии, социальной работе, криминологии, эдукологии, валеологии, виктимологии и т. д.
В педагогической литературе термин «социальная педагогика» связывается с именем немецкого педагога А. Дистервега, впервые, как считается, употребившего его в своей работе «Руководство немецким учителям». Однако многие социально-педагогические принципы и методы были разработаны значительно раньше известным швейцарским педагогом Г. Песталоцци. К их числу относятся принципы семейного трудового воспитания, воспитательной роли коллектива и др.
Теоретико-методологическое обоснование социальной педагогики как самостоятельной отрасли науки было дано в работах философов-неокантианцев, экзистенциалистов, феноменологов и этнологов. Принято считать, что основу нового педагогического видения социальных проблем развития и воспитания человека заложили такие представители классической немецкой философии, как И. Кант, И. Фихте и Г. Гегель. Именно они впервые противопоставили рациональной философии французского Просвещения, абсолютизирующей роль разума в развитии человека, философию социокультурного развития и тем самым положили начало разработке социокультурной парадигмы образования. В отличие от просвещенческой парадигмы новая парадигма образования исходила не столько из рациональной модели должного и возможного, сколько из реальной социокультурной практики или исторически сложившегося опыта как нормативно-смысловой основы морали и права.
Данные теоретические положения социальной педагогики в дальнейшем получили развитие в этносоциологии Г. Гарфинкеля, понимающей социологии М. Вебера, социологии повседневности А. Шюца и других социологических теориях, а также в социальной культурологии.
revitalens