Социализация как социально-педагогическое явление
Уровни и критерии развития подростков
Показатели уровня социального развития подростков:
наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений;
степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности;
уровень развития полезных знаний, навыков, умений (спортивных, трудовых, технических, творческих и т.д.). Разнообразие и глубина полезных интересов;
адекватное отношение к педагогическим воздействиям, оказываемым взрослыми;
коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни;
способность критически, в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников;
самокритичность, наличие навыков самоанализа;
внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатия;
волевые качества. Невосприимчивость к дурному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении;
внешняя культура поведения ;
преодоление и отказ от дурных привычек и форм асоциального поведения (употребление алкоголя, курение, употребление нецензурных выражений).
Критерии, по которым выделяются различные уровни социального развития:
степень включенности индивида в трудовую деятельность (степень усвоения определенных профессиональных знаний, навыков, социальных ролей, а также выполняемые социальные роли и социальный статус, занимаемый личностью в системе общественных отношений);