Социализация как социально-педагогическое явление

Уровни и критерии развития подростков

Показатели уровня социального развития подростков:

наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений;

степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности;

уровень развития полезных знаний, навыков, умений (спортивных, трудовых, технических, творческих и т.д.). Разнообразие и глубина полезных интересов;

адекватное отношение к педагогическим воздействиям, оказываемым взрослыми;

коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни;

способность критически, в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников;

самокритичность, наличие навыков самоанализа;

внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатия;

волевые качества. Невосприимчивость к дурному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении;

внешняя культура поведения ;

преодоление и отказ от дурных привычек и форм асоциального поведения (употребление алкоголя, курение, употребление нецензурных выражений).

Критерии, по которым выделяются различные уровни социального развития:

степень включенности индивида в трудовую деятельность (степень усвоения определенных профессиональных знаний, навыков, социальных ролей, а также выполняемые социальные роли и социальный статус, занимаемый личностью в системе общественных отношений);