Социализация как основа социально-педагогической деятельности

Основные понятия: социальная педагогика, социальное воспитание, социализация, социальное развитие, социальный опыт, социальная адаптация и дезадаптация, социальная помощь, социально-педагогическая поддержка, социальная адаптация, социально-педагогическая деятельность, социально-педагогический процесс, социальная интеграция, индивидуализация, интериоризация, импринтинг, рефлексия, подражание, идентификация.

Понятие "социализация" является одним из ключевых в социальной педагогике. Однако первоначально оно было использовано в социологии и "без купюр" взято в социальную педагогику. Задача современных ученых заключается в определении сущности и содержания этого понятия для социальной педагогики. Приведем пример.

Процесс социализации в советский период протекал в основном бескризисно, поскольку была обеспечена сравнительно стабильная жизнь общества. Условия экстенсивного экономического развития страны создавали возможности для адаптации и интеграции человека в сфере образования и производства, что позволяло осуществлять почти беспроблемную трудовую и социальную интеграцию. Изменившаяся ситуация в стране, связанная с экономической дифференциацией населения и разнообразием его политических взглядов, воздействовала на изменение содержания, форм и условий социализации. Воздействие общественных и государственных институтов на процесс социализации личности снизилось, усилились проблемы в периоды адаптации и интеграции личности. У подрастающего поколения расширились рамки социальной автономии, внешних факторов влияния .

В этом абзаце раскрывается социологическое значение социализации. (Однако необходимо выявить социально-педагогический смысл:, который предусматривает влияние государственных, общественных организаций и учреждений, социокультурной среды, профессиональных специалистов, обеспечивающих процесс социализации личности, что требует новых теоретико-методологических и научно-методических исследований.