Системный подход в обучении и его реализация
Учебно-воспитательный процесс в профессиональном учебном заведении - это целостная педагогическая система. Управление им требует системного подхода. Для этого необходим глубокий теоретический анализ сущности образовательного процесса, как системы, закономерностей его функционирования и развития, а также сущности процесса педагогической деятельности.
Теории системного подхода в обучении уделяется большое внимание в работах современных авторов.
В соответствии с основными положениями этих работ первым и необходимым условием системно-структурного подхода является требование рассматривать предметы и явления действительности не как неизменные и нерасчлененные, а как системы, представляющие структурное объединение первичных элементов в единое целое. Одним из основных принципов такого подхода является рассмотрение системы с точки зрения ее внутреннего строения и целостности. При этом каждая система анализируется как часть некоторой большей системы, то есть среды, в которую она вписана и функционирует.
При системном анализе учитываются внешние и внутренние связи исследуемой системы, что подтверждается важнейшим принципом диалектики, принципом всеобщей связи. Представление о понятии целостности конкретизируется через понятие связи, которое является общепринятым критерием системности и целостности объекта. Именно такие связи объединяют целое в систему. Следовательно, для анализа любого объекта, явления или процесса, с точки зрения системы, следует определить их структуру, т.е. выделить элементы и взаимосвязи. При этом система всегда должна иметь эти связи, т.к. нарушение их приводит к изменению свойств системы. Например, в зависимости от того, как соединены между собой в органическом соединении элементы водород, кислород и углерод, образуются различные вещества с различными свойствами. Точно так же какой-нибудь детали и в техническом устройстве меняет его свойства. Изменения состава коллектива могут привести к изменениям психологического климата. Точно так же отсутствие какого-нибудь компонента в учебном процессе или в педагогической деятельности преподавателя ведет к изменению результатов обучения.