Системный подход в обучении и его реализация
Педагогическая система управления является сложной социальной системой. Она делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую . Каждую из этих подсистем, в свою очередь, можно рассматривать как самостоятельные системы с присущими им подсистемами. Таким образом, педагогическая система управления имеет многоуровневую структуру, в каждом звене которого имеются свои направления прямых и обратных связей.
В каждой системе управления можно выделить субъект, то есть звено, которое воздействует или управляет, и объект, то есть звено, на которое воздействуют. В заданной системе субъект и объект активно взаимодействуют .
В данной системе преподаватель и ученик, будучи соответственно субъектом и объектом, осуществляют целенаправленную сознательную деятельность. При этом каждая из подсистем имеет свою специфику деятельности и осуществляется по законам функциональных систем.
На сегодняшний день в педагогике существуют разные точки зрения на наименования и содержание функциональных блоков управления в учебном процессе. Каждый из этих блоков имеет определенные звенья или этапы, которые определенным образом взаимосвязаны между собой. Все они взаимосвязаны единой целью управления, которая определяется на начальном этапе проектирования.
Понятие «управление» в данном случае объединяет преподавателя и ученика в единую систему взаимосвязанной, целенаправленной, осознанной деятельности. При этом преподаватель управляет процессом усвоения, а ученик реагирует на воздействие.
Как видно из схемы, первым блоком управления является блок проектирования. Для успешного управления системой обучения преподаватель должен предварительно спроектировать этот процесс, определив оптимальные пути подхода к основной цели -достижению уровня профессиональной компетентности у обучаемых.