Системный подход в обучении и его реализация

Но статического подхода к анализу педагогической системы становится недостаточно при построении самих систем. Например, для анализа технического устройства недостаточно выделить его элементы, необходимо описать и их движение, для чего существует специальная система описания. Точно так же для описания педагогической системы следует провести ее динамический анализ, который включает в себя функционирование и развитие каждого из ее элементов.

Одним из основных требований современного системного подхода к обучению является рассмотрение обучения как единого взаимосвязанного процесса взаимодействия педагога и ученика. В этой системе взаимосвязи преподаватель, стимулируя активно-познавательную деятельность обучаемого, является направляющим и стимулирующим звеном. Именно поэтому систему обучения определенной дисциплине при анализе ее динамики можно рассматривать как единую систему совокупной деятельности преподавателя и студента, как разновидность человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер и обязательно предполагает взаимодействие субъекта и объекта . Но вместе с тем надо понимать, что это не механическая система процессов и явлений, а качественно новое явление. Целостность этого явления кроется в общности целей преподавания и учения и невозможности существования одного без другого .

Для выделения элементов данной педагогической системы в педагогике используют системно-деятельносптый подход или анализ педагогической системы с позиций педагогической технологии и управления.

При всех представленных подходах, системообразующим фактором педагогической системы будет не учебный процесс, а деятельность преподавателя и ученика, которые, в свою очередь, являются также элементами педагогической системы.

Системно-деятелъностный подход позволяет анализировать педагогические системы с точки зрения труда педагога, т.е. его педагогической деятельности. Педагогическая деятельность может быть представлена как трудовой процесс, который включает ряд последовательных этапов: анализ, подготовка, разработка, осуществление, контроль, коррекция. Эти этапы и являются элементами педагогической системы, системообразующим фактором которой является деятельность преподавателя по управлению данной системой.