Системный подход в обучении и его реализация
В основе анализа и способов управления системы лежит целевой подход, который заключается в том, что все компоненты системы и их взаимосвязи ориентированы на реализацию определенных целей и задач, которые решаются в процессе определенной деятельности. Исходя из этого, очень часто в образовании системный подход называют системно-деятельностным, ориентируя его на категорию деятельности и ее основные компоненты.
Деятельностный подход является частью системного, ибо он исследует деятельность с точки зрения системы, т.е. выделяет ее элементы.
Таким образом, сущностью системного подхода является требование рассматривать предметы и явления с точки зрения целостности. Это дает возможность проанализировать предметы и явления с точки зрения их взаимосвязи.
Способами анализа при системном подходе являются следующие категории:
- определение влияния связей системы;
- выявление элементов, необходимых для нормального функционирования системы;
- выявление связей между элементами.
При рассмотрении любого предмета или явления следует выделить внешние связи, определить элементы, связав их между собой. Так, например, при рассмотрении автомобиля следует связать его с дорогами, системой топливоснабжения государства, указать марку и класс, а затем выделить элементы, связав их.
Подобным образом анализ учебной группы следует начинать с определения того, в каком вузе, на каком факультете и на курсе она находится, далее необходимо охарактеризовать каждого из студентов, выявив его связи и взаимовлияние, что в конечном итоге определяет психологический климат и методы воспитательной работы с группой.