Система среднего профессионального образования
Среднее профессиональное образование в России имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) и начального профессионального образования. Необходимость особой подготовки кадров средней квалификации выдвинута процессами специализации труда.
Профессиональные образовательные учреждения средней школы возникли еще в XVII в., однако как особая ступень в системе профессионального и общего образования они сформировались в конце XIX – начале XX в. под влиянием усложнения труда и его организации в условиях развитого крупного машиностроительного производства. Становление системы среднего профессионального образования связано с развитием и перестройкой содержания как профессионального, так и общего образования. Соотношение профессиональных и общеобразовательных аспектов подготовки обусловливалось в основном социально-экономическими и организационно-производственными факторами.
В конце XIX в. было известно 143 средних специальных учебных заве-дения, подведомственных различным министерствам, однако субсидии министерств были недостаточными. Открытие учебных заведений было делом частной инициативы.
После 1917 г. в России была осуществлена коренная перестройка среднего профессионального образования: оно стало частью народного образования (Э.Н. Гусинский, Н.Н. Кузьмин, Ю.И. Турчанинова).
В начале 1920-х гг. еще не было достигнуто единства уровня подготовки специалистов средней квалификации. На Украине техникумы готовили инженеров узкой специализации, а в РСФСР – помощников инженеров. Сроки обучения и правила приема были различными, учебно-материальная база многих техникумов была неудовлетворительной. К началу 1929 г. Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров СССР приняли постановление «Об установлении единой системы индустриально-технического образования», в соответствии с которым среднее профессиональное образование стали реализовывать в техникумах со сроком обучения 3–4 года на базе семилетней школы. Существенные изменения были внесены в организацию учебного процесса, увеличился объем практического обучения.