Система профориентационной работы с учащимися профильных классов

Понятие «готовность к выбору профессии» определяется сочетанием факторов, отражающих ее различные стороны и уровни - физическая подготовленность, нейродинамическая обеспеченность действия, психологические условия готовности. Причем ведущей может стать одна из этих сторон – в зависимости от условий выполнения действия. Разработан целый комплекс понятий, характеризующих такое соответствие, ведущими среди которых являются «профессиональная пригодность» и «готовность к труду».

Наиболее полный анализ профессиональной пригодности проведен в исследованиях Н.Д. Левитова. Выделены факторы профпригодности:

1. Способности или предрасположения к работе того или другого типа (как физические, так и психические);

2. Знания и навыки, требующиеся для данной работы;

3. Склонность и желание работать (учитываются мотивы как внешнего, так и внутреннего характера).

Кроме того, отмечается важность таких факторов, как достаточная скорость (производительность) работы, достаточная точность работы и безвредность работы для психофизиологического организма данного человека.

Понятие «готовность к труду» используется в психолого-педагогической литературе для описания и прогнозирования состояния подготовленности человека к трудовой деятельности. Различают временную и долговременную готовность (Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин); функциональную и личностную (Ф.Т. Гецов, Б.Ф. Пуни); психологическую и практическую (Ю.К. Васильев, Б.Ф. Райский); общую и специальную (Б.Г. Ананьев); готовность к умственной и физической деятельности (А.Г. Ковалев) и т.д.

В психолого-педагогической литературе готовность к труду рассматривается как сложное, целостное образование, в состав которого включаются: морально-волевые качества личности, социально значимые мотивы, практические умения и навыки, знания о профессии, общетрудовые навыки и умения, нравственная готовность к труду, знания по общеобразовательным предметам, индивидуально-психологические качества, обеспечивающие включение в новую сферу деятельности и эффективность ее выполнения, обеспеченность трудовыми навыками и умениями, психологические функции и способности, необходимые для трудовой деятельности.