Система профориентационной работы с учащимися профильных классов

Для каждого подростка, завершающего курс основной школы, должны быть созданы максимальные условия для формирования и осознания своих индивидуальных образовательных потребностей. Главная стратегическая задача предпрофильной подготовки состоит в том, чтобы у учащихся благодаря ситуации выбора собственного содержания образования выработалась внутренняя потребность в самореализации в каком-либо образовательном профиле. Создание условий обретения первичного опыта выбора не только содержания образования, но и преподавателя, темпа и способа учебной деятельности, спектра используемых образовательных ресурсов, должно быть главной задачей при организации элективных курсов (обязательных курсов по выбору учащегося).

Основной смысл предпрофильной подготовки - прежде всего, в создании условий для конструирования школьниками версий продолжения образования после 9-го класса и осмысления индивидуальных критериев совершаемого выбора. Эту задачу должны решить педагогически организованные процедуры, позволяющие школьнику познакомиться с возможными путями продолжения образования, их основными характеристиками, значимыми для ситуации предстоящего выбора, а также получить психологическую помощь и поддержку, необходимую в новой для него ситуации принятия в той или иной мере самостоятельного решения.

В профильном обучении важнейшим ресурсом повышения готовности учащегося к проектированию образовательно-профессионального маршрута является индивидуальный учебный план учащегося (ИУП), в том числе - осуществляемый в сетевых формах, выводящих реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ вне отдельного общеобразовательного учреждения. ИУП – индивидуальный, логически связанный набор учебных курсов различных уровней (базовых, профильных, элективных), проектно-исследовательских и творческих работ, социальных практик и т.п., выбранных для освоения учащимся из учебного плана общеобразовательного учреждения. В рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при составлении ИУП можно использовать учебные предметы (курсы) нескольких образовательных учреждений (организаций), а также курсы системы дополнительного образвоания.