Система профориентационной работы с учащимися профильных классов

Перечислим основные требования к формированию понятий учебной и учебно-профессиональной деятельности, на основе которых возможно было бы разрабатывать и корректировать новое содержание общего среднего образования (содержание образования профильной школы с учетом ресурсов дополнительного образования).

1.Учет основных тенденций возрастно-психологического развития ребенка и подростка: готовность подростка к освоению разнообразных аспектов взрослой жизни, а не только ограниченность школьными предметами; готовность не только к освоению моральных норм общества, но и к их критическому осмыслению (осознанию); также важной особенностью подросткового возраста является интерес к психосексуальной стороне жизни, готовность подростка серьезно обсуждать свои жизненные и профессиональные перспективы, что предполагает интерес к конкретному обществу, где ему предстоит жить.

2.Учет особенностей развития подростков из семей с разным социально-экономическим статусом, а также - относящихся к разным национально-этническим и религиозным культурам.

3.Учет запросов общества и экономики (рынка труда). Фактически образовательные реформы часто и проводятся для того, чтобы привести в большее соответствие образование и общественно-экономическую жизнь данной страны.

4.Учет новых (прогрессивных) тенденций в самом образовании: появление новых образовательных технологий, новых знаний, новых организационных моделей образования.

Ключевой идеей профильного обучения является идея расширения образовательного пространства, поэтому подросток должен быть готов к новым для него ситуациям принятия решения о выборе содержания, форм, методов, темпа, индивидуального стиля образовательной деятельности. Профильное обучение в старшей школе ставит учащихся основной школы и их родителей перед необходимостью осмыслить и оценить свои образовательные интересы и возможности. Важность подготовки подростка к этому ответственному выбору определяет большое значение тех изменений, которые привносятся в ходе профилизации не только в старшую, но и в основную школу.