Система профориентационной работы с учащимися профильных классов

3.Действенно-практический критерий содержит следующие показатели: умение ставить цель выбора профессии и составлять программу действий для ее достижения; самоанализ имеющихся вариантов выбора профессии; самоконтроль и коррекция профессиональных планов; самоактуализация потенциальных возможностей, направленных на формирование готовности к принятию решения о выборе профессии.

Оценка состояния готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению определяется совокупностью критериев и показателей, выявляемых на этапах предпрофильного (9 кл.) и профильного (10-11 кл.) обучения.

Данные критерии и соответствующие им показатели прошли многолетнюю проверку в экспериментальной практике профориентацонной работы в школе. Они служат предпосылкой для обоснования в новых условиях (развития предпрофильной подготовки и профильного обучения) критериев готовности подростков к проектированию образовательно-профессионального маршрута.

Проектирование образовательно-профессионального маршрута – это процесс и результат:

- самостоятельного планирования, корректировки и реализации перспектив поэтапного индивидуального продвижения в сложноорганизованном послешкольном образовательном, социокультурном и профессиональном пространстве;

- обнаружения внутренних и внешних проблем такого продвижения;

- использования ресурсов помощи и защиты в преодолении ограничителей свободы выбора.

Проектирование образовательно-профессионального маршрута нужно рассматривать в логической взаимосвязи с готовностью к профессиональному самоопределению. Готовность подростка к профессиональному самоопределению находится в органической связи с профориентационно значимыми ключевыми компетентностями. Их сформированность у подростка опосредованно влияет на повышение его готовности к проектированию образовательно-профессионального маршрута.