Система профориентационной работы с учащимися профильных классов

Помимо готовности как психического состояния, у человека часто проявляется готовность как устойчивая характеристика личности. Она действует постоянно, ее не нужно формировать; такая готовность – существенная предпосылка успешной деятельности и относится к длительной или устойчивой готовности, имеет определенную структуру: положительное отношение к виду деятельности, в том числе профессиональной; адекватные требованиям профессиональной деятельности черты характера, способности, темперамент, мотивация, а также необходимые знания, навыки, умения.

Жизненные перспективы школьника (его собственные представления о себе и своей личной и профессиональной жизни в будущем) в психолого-педагогической литературе оценивают по следующим критериям:

• продолжительность;

• реалистичность;

• оптимистичность;

• согласованность;

• дифференцированность.

В научно-исследовательской психолого-педагогической литературе выделяют следующие критерии и конкретизирующие их показатели готовности к принятию решения о выборе профессии старшеклассниками:

1.Мотивационно-потребностный критерий, включающий такие показатели: наличие мотивов выбора профессии; положительное отношение к ситуации выбора профессии; активная позиция ученика в осуществлении процесса принятия решения о выборе профессии; наличие запасных вариантов профессионального выбора.

2.Критерий информированности предполагает наличие сферы профессиональных интересов и включает показатели: представление об индивидуальных особенностях; полнота и дифференцированность знаний о мире профессий; знания о своих ПВК и склонностях; умение работать с источниками информации; информированность о требованиях профессии к индивидуальным характеристикам человека.