Система Е.Н. Ильина, преподавание литературы как предмета, формирующего человека

• знание через общение и общение через знание - это двуединый процесс нравственного развития;

• сама личность учителей, классных руководителей, руководителей школ, их нравственный облик, идейно-политическая убежденность и педагогическое мастерство могут оказать самое большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан нашей Родины;

• педагогика словесника - это педагогика экспрессии: «слово + чувство»;

• формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать;

• метод духовного контакта;

• демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю;

• учитель - предметник, художник, врач;

• работу и жизнь учителя-словесника нельзя расчленять.

Особенности содержания

Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, учитель Ильин ставит так, чтобы:

а) вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым;

б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику ;