Школа и педагогика в странах Западной Европы и Северной Америке (середина XVII - конец XVIII вв.)

Грамматическая школа являлась учебным заведением классического образования, т.е. обучения, основанного прежде всего на программе древних языков и литературы. Но на исходе 1700-х гг. такая традиция была нарушена. По инициативе И. Бентама (1748-1832) было введено более обширное преподавание дисциплин естественнонаучного цикла. Однако публичных школ эта реформа не коснулась.

Во Франции основным типом общеобразовательного учреждения на рубеже XVII-XVIII вв. становится коллеж. В конце 1700-х гг. в стране насчитывалось 562 коллежа с 73 тыс. учащихся.

Интересный педагогический опыт оставили коллежи двух подтипов: школы Пор-Рояля и учебные заведения католического ордена "Оратория".

В создании и деятельности школ Пор-Рояля приняли участие гугеноты и католическая конгрегация янсенистов - последователей голландского теолога К. Янсения. Основатель конгрегации Дювернье де Горанн (1581-1643) проявлял особый интерес к воспитанию ("воспитание - абсолютно необходимая вещь"). Школы были учреждены группой педагогов, получившей наименование "кружок Пор-Рояля". В группу входили П. Николь (1625/28-1695), К. Лансело (1615-1695), А. Арно (1612-1694) и др. Янсенисты считали, что ребенок -существо слабое, испорченное от природы, что "разум его омрачен грехом", а сам он "раб страстей". Утверждалось, что "дьявол захватывает детскую душу уже в утробе матери." Чтобы бороться с этими природными пороками, воспитателю следует находиться в постоянном общении с детьми и предотвращать их проступки.

Первая школа Пор-Рояля была открыта в 1637 г. в предместье Парижа, носившем такое же названия. Школы просуществовали до 1661 г., а затем были закрыты королевским указом в результате интриг иезуитов, видевших в этих учреждениях опасных конкурентов. Учениками школ были ставшие затем известными всему миру ученые и писатели: Б. Паскаль, Ж. Расин, Б. Фонтенель и др.

Школьные классы в учебных заведениях Пор-Рояля были небольшими - 5-6 учеников на одного-двух учителей. Педагоги отрицательно относились к оценкам, полагая, что они побуждают школяров к нездоровому соперничеству. Особое внимание уделялось религиозному воспитанию: "Мало говорить, много терпеть, еще больше молиться." Школы размещали в стороне от городской суеты, ближе к природе.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  Следующая > В конец >>