Школа и педагогика в странах Западной Европы и Северной Америке (середина XVII - конец XVIII вв.)
Антируссоисты избрали две схемы критики. Либо признавали известную ценность педагогических идей Руссо, но утверждали, что в них отсутствует система, либо утверждали, что любая сколько-нибудь привлекательная идея Руссо заимствована. Гораздо больше однако было тех, кто осознал величие и перспективность педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо.
Педагогические идеи и школьные проекты Французской Революции
Эпоха Просвещения предложила программу прогрессивных реформ воспитания и образования, провозгласив всеобщее право на обучение, заявив о необходимости формирования человека, который будет полезен обществу и способен отдать полученные знания на его благо. Чтобы осуществить такую программу, надлежало преобразовать все общество. Это была призвана свершить начавшаяся в 1789 г. во Франции революция.
Деятели Французской революции подхватили педагогические идеи Просвещения. Эти идеи нашли отзвук уже накануне революционной бури, во время созыва представителей всех сословий - Генеральных Штатов. Почти во всех адресах, которые направлялись населением в Генеральные штаты, звучало требование создать внесословную общенациональную школьную систему.
Проекты школьного образования эпохи Французской революции несут печать идей Просвещения.
Радикальные представители революции особо выделяли в этих идеях руссоистскую программу обновления общества и воспитания.
Инициатор одного из школьных проектов М.Ж. Шенье (1764-1811) называл Руссо "создателем наилучшей системы воспитания". Автор другого школьного проекта якобинец Л.М. Лепелетье (1763-1793) организовал в честь Руссо торжественную манифестацию. Якобинцы, прежде всего М. Робеспьер (1758-1794), видели в числе достоинств руссоизма приверженность внеконфессиональному религиозному воспитанию. Почитатель Руссо утопист-коммунист Г. Бабеф (1760-1797) дал имена героев "Эмиля" своим детям и использовал рекомендации своего кумира при их воспитании и обучении.