Школа и педагогика в странах Западной Европы и Северной Америке (середина XVII - конец XVIII вв.)
Жизнестойкость, современность педагогических идей Я.А. Коменского объясняется прежде всего их высочайшим демократизмом и гуманизмом. Они составили стройную систему, утверждающую великую преобразующую миссию воспитания. В идеях Коменского заложена громадная сила созидания. Его наследие помогает преодолеть косность, догматизм в воспитании, развивать духовных силы ребенка.
Педагогическая мысль эпохи Просвещения
Эпоха Просвещения в Западной Европе и Северной Америке длилась с последней трети XVII до конца XVIII в. Представители этого неоднородного идейного течения сходились на критике сословного воспитания и образования, выдвигали новые идеи, пронизанные стремлением приблизить школу и педагогику к менявшимся социальным условиям, учитывать природу человека.
Педагогическая мысль Просвещения приняла эстафету Возрождения и поднялась на новую ступень. Идеи Просвещения оказались ориентиром, который брался в расчет их сторонниками и противниками при реорганизации школы в XVII-XVIII вв.
Движение Просвещения развивалось в соответствии с национальными условиями.
В Северной Америке прогрессивные педагогические идеи пропагандировали крупнейшие законодатели Т. Джефферсон (1743-1826), Дж. Вашингтон (1732-1799), Б. Франклин (1706-1790), видевшие в просвещении общества важный путь его к преобразованию.
Томас Джефферсон полагал, что распространение просвещения послужит укреплению республиканских институтов и поэтому решительно выступал за всемерное развитие системы образования. Бенджамину Франклину принадлежала инициатива разработки плана обеспечения регулярного посещения школ неграми, создания нового типа учебного заведения, где бы нашли выражение связи обучения с потребностями науки и культуры. Верой в образование проникнуты слова Джорджа Вашингтона: "Знание в каждой стране служит самой надежной основой благополучия".