Школа и педагогика России во второй половине XIX в.

К важным школьным реформам 1860-х гг. следует также отнести разрешение открывать новые частные учебные заведения, учреждение женских гимназий, отмену телесных наказаний в школе.

По всей России с конца 1850-х годов возникают воскресные школы. Делаются первые попытки создания для детей из народа школ на новых педагогических идеях и принципах. К моменту организации таких земских народных школ в стране существовало ничтожное количество народных училищ - 1015 на губернию. Они находились в ведении министерств и, как свидетельствует теоретик и практик тогдашней начальной школы Н.Ф. Бунаков, "были плохи до невероятия, с учителями-невеждами и совершенно неумелыми, только забивавшими детей".

В числе первых новых народных школ, руководствовавшихся передовыми педагогическим идеалами своего времени, были Таврическое училище (основано в 1859 г. М.И. Семевским, Д.Д. Семеновым, О.Ф. Миллером и др.) и Василеостровская школа (основана в 1860 г. В.П. Острогорским, Л .Н. Модзалевс-ким и др.) в Петербурге, школа в г. Воронеже (основана в 1867 г. Н.Ф. Бунаковым), Яснополянская школа (основана в 1859 г. Л.Н. Толстым) и другие. В этих школах была создана светлая и радостная атмосфера труда, уважения к личности ребенка, пробуждения у него интереса к знаниям.

Период реакции в школьной политике

Эпоха значительных школьных и других социальных реформ оборвалась в 1866 г. после неудачного покушения на Александра II.

Вскоре после покушения новым министром был назначен Д. А. Толстой, который пробыл в этом качестве с 1866 по 1880 гг. Министр одновременно являлся главой священного синода. Противясь академическим свободам, Толстой урезал автономию университетов, стремился установить жесткий правительственный контроль над университетами и другими учебными заведениями, препятствовал эмансипации крестьян в сфере образования.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  Следующая > В конец >>