Школа и педагогика России в конце XX в.
Сегодня декларации о широкой демократизации образования и воспитания далеки от полного осуществления. По-прежнему, например, сильны традиции централизованного управления школой. В условиях социально-экономического кризиса 1990-х гг. возможности для получения образования ухудшились. Так, в 1995 г. во время опроса свыше 70 % из 1,5 тыс. респондентов заявили, что стало труднее получить хорошее образование. Уровень непосещаемости учащимися обязательной школы в 1995/96 учебном году составил 7 %. Не теряют остроты проблемы обучения и воспитания, связанные с тем, что Российская Федерация является многонациональным государством, и поэтому следует учитывать образовательные интересы населяющих ее этносов.
Школьная система
На рубеже 1980-1990-х гг. произошли серьезные изменения в системе общего образования. Сократились сроки обязательного обучения; сложилась промежуточная ступень между начальной и полной средней школой; появились негосударственные (частные) учебные заведения.
Частные учебные заведения, как правило, платные; некоторые - дорогие и привилегированные. Они стали возрождаться в начале 1990-х годов, после отхода от политики преследования частной инициативы во всех сферах общественной жизни. В 1994/95 учебном году в Российской Федерации насчитывалось примерно 450 негосударственных начальных и средних школ. В них обучалось около 40 тыс. школьников, что составило приблизительно 0,1 % всех учащихся. Власти уделяют им меньше внимания, чем общественным учебным заведениям, что проявляется, в первую очередь, в сфере финансирования.
Частные школы создаются преимущественно светскими лицами; некоторые учреждаются различными церквями. Как и государственные, эти учебные заведения отделены от церкви и религии. Религиозное обучение является частным делом граждан.