Семья и учреждения образования как самостоятельные субъекты
Формы, принципы и методы взаимодействия семьи и учреждений образования во многом определяются самой природой семьи как условием физического, социального и духовного производства человека. Проблемы рождаемости, физического и психического здоровья, проблемы брака как правовой основы семейной жизни, безусловно, имеют важное значение при организации взаимодействия семьи и учреждений образования. И все же определяющее место в этом взаимодействии принадлежит духовности. Духовная жизнь современного человека определяется характером его взаимоотношений с обществом и его культурой, без чего духовности нет и быть не может. Иное дело, что характер этого взаимодействия может быть самым различным, в зависимости от которого человек и обретает свои основные личностные свойства.
На сегодняшний день нет единого мнения относительно того, кому в данном взаимодействии принадлежит определяющая роль: обществу или человеку. В одних философских системах, например в марксизме, определяющая роль отводится обществу, личность же понимается как совокупность общественных отношений. Духовная жизнь человека видится лишь в сфере производства как беспрерывный процесс опредмечивания и распредмечивания культуры.
В других философских системах за основу духовной жизни берется сама природа человека и ее соотношение с культурой. Это имеет место в психоанализе, где духовная жизнь человека представляется как вечный конфликт между витальными потребностями человека и культурными нормами его жизнедеятельности.
В третьих духовная жизнь общества рассматривается как результат творчества самого человека. Такой подход характерен, в частности, для теологии и русской религиозной философии. Примером тому могут быть философские воззрения Н. Бердяева, С. Л. Франка и других русских философов, придерживающихся антропологического подхода. Абсолютная духовная сущность, воплощенная в идее Бога, стала основой для построения достаточно четкой иерархии моральных ценностей, определяемых идеальным образом личности, воплощенной в фигуре Иисуса. Христианство является той религией, которая почти целиком по своему основному содержанию соединяется с моралью, предлагая человеку идею вечного совершенствования.