Самообразование учащихся в профильном обучении

Решение задачи обучения учащихся в профильных классах требует от учителя включения обучающихся в процесс самообразования как объективно необходимый для самоопределения в жизни. Дело здесь не в навязывании ему какой-то дополнительной литературы, сверхпрограммного материала, а в изменении характера учебного процесса. Сокращается доля готовой информации, получаемой учащимися от учителя, и возрастает удельный вес самостоятельной работы, причем для приобретения знаний, а не только для закрепления имеющихся. Меняются и критерии оценки знаний учащихся. Высококачественными признаются ответы, в которых проявляется творческий подход к изучению учебного материала.

Учение, связанное с усвоением определенного, требуемого для всех объема знаний, проба сил в избранном профиле, организуемого под руководством учителя, достигает своих результатов в большей степени при усиленном внимании к самообразованию.

Развитие самообразования учащихся и формирование потребности в нем не находятся в прямом соответствии с методами организации обучения при том, что развитие самообразования требует от его участников познавательной активности и самостоятельности, повышения значимости данной деятельности, которые достигаются именно в профильном обучении. Организация образовательного процесса требует в данном случае оптимальной индивидуализации работы, хорошо продуманной индивидуальной программы обучения каждого из обучающихся, разработки ее содержания, введения различных вариантов и подходов к обучению. И здесь важно поощрение самообразования учащихся, обучение индивидуальному контролю, оказание индивидуальной помощи нуждающимся, прежде всего, в работе с различными источниками знаний, в выработке рекомендаций для их освоения. Таким образом, обучающийся подходит к культуре самообразовательной работы, к овладению технологией, к умению самостоятельно приобретать знания и использовать их в различных видах деятельности.