Самообразование учащихся в профильном обучении

Однако надо помнить, что самообразование, лишь в том случае оказывается успешным, если оно становится источником удовлетворения образовательных потребностей учащихся. А для этого надо отчетливо представлять себе не только задачи самообразования, но и его источники, средства, с помощью которых учащийся может лучше всего развиваться.

Для развития самообразования благотворно органическое его соединение с учебным процессом. Это стало возможным лишь теперь, когда школа из организатора безликой учебы превращается в организатора учебной деятельности каждого учащегося. В связи с этим содержание работы в профильных классах образовательного учреждения должно быть гибким, подвижным, изменяться в зависимости от местных условий, запроса времени, общества, обучающихся и их родителей на конкретный профиль обучения.

Совсем недавно для организации профориентационной работы в условиях школы служили такие формы, как клубы, добровольные общества, научные кружки, факультативы, группы ускоренного прохождения учебных курсов, школа продленного дня. Сегодня эти формы с успехом используются в профильной школе, где самообразованию отводится если не решающая, то одна из главных ролей.

Самообразование сегодня - это, прежде всего - «управляемая личностью целенаправленная систематическая познавательная деятельность, имеющая целью совершенствование своего образования». Как правило, личность должна сама выбирать цель такой деятельности и ее направленность, определять содержание, объем, пути реализации цели, ее организацию, при возможности, определять время. Решению поставленных задач как раз и могут помочь добровольные познавательные общества и т.д.

Однако в первую очередь следует помнить, что потребность в самообразовании - это личностное свойство человека, и развитие его у каждого учащегося происходит индивидуально. Даже при одинаковых, насколько таковыми могут быть, психических особенностях, склонностях, способностях, характере, волевых качествах учащихся содержание и способы их самообразовательной деятельности будут достаточно разными, и здесь многое определяется направленностью интересов ученика не только к содержанию, но и к процессу приобретения знаний, что зависит от мотивов самообразования, глубины осознания необходимости самостоятельного учения, наличия соответствующих условий, личной значимости приобретаемых знаний, уровня подготовленности учащегося, степени владения им умениями и приемами самообразования, а также от настроения и умственного развития и эмоциональной предрасположенности, наличия условий самостоятельно использовать знания и т.д.