Самообразование учащихся в профильном обучении

Только при таком подходе к самообразованию можно действительно ориентироваться в той или иной области, понять ее во всех смыслах, полнее усвоить, что она из себя действительно представляет.

Н.А. Рубакин рекомендует своим читателям при знакомстве с какою-либо отраслью знания изучение материала в следующем порядке:

а) фактов, потому что они-то и составляют основу всякого знания;

б) истории исследования этих фактов, истории их открытия и методов, способов, при помощи которых эти открытия совершены, потому что, не зная тех способов, с помощью которых добыты те или иные факты и найдено их объяснение, невозможно решить, правильно ли они растолкованы и обобщены, истина ли все это;

в) объяснения фактов и методов, т.е. теорий, потому что они-то и проливают свет в тот сумбур жизни, который мы видим вокруг, дают мышлению некоторую систему;

г) изучение разных теорий, даже противоречивых, - сопоставление и сравнение их между собой имеет огромное значение для развития ума, потому что прежде чем принять что-либо за истину, нужно обсуждать всякое ее утверждение, обсуждать с разных, по возможности со всех, сторон;

д) истории этих теорий, т.е. истории стремлений человеческого ума

к познанию возможно полной истины, потому что огромное большинство теорий, как и гипотез, придуманных людьми, имеют лишь временное значение и благодаря своей неполноте и несовершенству, полезны лишь до поры до времени, пока не найдутся гипотезы и теории более глубокие и полезные». В деле самообразования первый и основной принцип правильной постановки - это индивидуализация помощи. Очень актуально звучит идея Н.А. Рубакина о том, что нужно перенести центр

тяжести вопроса о самообразовании и всей самообразовательной работы в «область индивидуализации самообразования, т.е. поставить дело на почву приспособления его к личным особенностям человека» .