Региональный уровень управления введением и распространением профильного обучения
Особенности регионального уровня управления образованием изучены в 1990-х – 2000-х гг. В.Н. Аверкиным , , В.В. Анисимовым,
О.Г. Грохольской и И.А. Коробецким , Р.М. Баскаевым ,
Б.А. Куганом и Г.Н. Сериковым , И.М. Курдюмовой ,
Е.Б. Куркиным , О.Е. Лебедевым , , В.М. Петровичевым , П.И. Третьяковым , Н.М. Швецовым и др.
В работах указанных авторов выделены факторы, определяющие развитие региональной образовательной системы:
1. возможность разрабатывать и реализовывать собственную образовательную политику в соответствии с социально-экономической, ресурсной, природной, культурной и т.д. спецификой, присущей конкретному образовательному пространству;
2. дифференциация образования в соответствии с реальной культурной, языковой, религиозной, социально-статусной, профессиональной дифференциацией населения;
3. развитие рынка труда и необходимость обучения населения новым профессиям, ведущая к актуализации проблем непрерывного образования;
4. необходимость трансляции культурных традиций как общечеловеческих, так и присущих конкретному социально-культурному пространству.
По мнению ряда исследователей, важнейшими региональными аспектами развития образовательной системы на сегодня являются:
– соответствие стратегии развития приоритетным направлениям социально-экономического развития региона;
– формирование регионального компонента государственного образовательного стандарта, который должен включать требования к качеству подготовки выпускников, объем часов, предусмотренный на его изучение и, собственно минимум того содержания образования, которое необходимо усвоить обучающимся, и – на его основе – регионального БУП;
– определение профилей для старшей общеобразовательной школы;
– формирование относительно адекватной рынку профессионально-квалификационной структуры начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.