Реализация социальным педагогом психотерапевтической функции
Термин «психотерапия» в переводе с греческого означает «уход за душой», т.е. заботу о душевном равновесии человека, его настроении, чувствах, переживаниях. Это смежная область психологии и медицины, когда помощь человеку осуществляется посредством воздействия на его психику.
Д.А. Белухин, раскрывая суть психотерапевтической направленности деятельности, отмечает: «Суть психотерапевтической деятельности заключается в оказании вербального (словесного) и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека».
Выделяются клиническая психотерапия (методы этого вида психотерапии: гипноз, аутогенная тренировка, внушение и самовнушение, рациональная терапия), оказывающая лечебное воздействие на болезненные отклонения психики человека, и личностно ориентированная, задачей которой считается оказание содействия человеку в изменении его отношения к социальному окружению и явлениям, факторам, к людям, к самому себе. В этом случае психотерапевт вместе с подопечным конструирует такую систему, которая позволяет человеку там, где невозможно изменить какой-то уже свершившийся факт, событие, не только изменить отношение к происшедшему, но и начать вырабатывать конструктивное восприятие жизненных обстоятельств с точки зрения комфортности его дальнейшего поведения. Происходит не только своеобразная переоценка ценностей, но и начинает формироваться частица нового эмоционального уравновешенного отношения к окружающей действительности, к самому себе в этой действительности.
Психотерапевтическое воздействие социального педагога – это содействие благоприятному состоянию ребенка, которое может быть непосредственным (в беседе с ребенком); личностно-опосредованным (через подругу); предметно-опосредованным (через книгу).
Исходя из состояния меняется отношение и поведение (состояние → отношение → поведение). В индивидуальной психотерапии решающая роль отводится основанному на доверии и уважении личному контакту с клиентом, умению психотерапевта вести себя тактично и сочувственно с человеком. В результате психотерапевтического воздействия ребенок учится понимать и принимать себя, заботиться о себе, строить свой внутренний мир и отношения на основе свободного выбора.