Реализация социальным педагогом психотерапевтической функции

Слушание классической музыки поможет ребенку поупражняться в навыках социальной компетенции: умении уважать чувства других детей, не мешать им, сопереживать вместе с ними и т.д.

Применение музыкотерапии способствует самовыражению, умению реагировать на собственные эмоциональные состояния, что может быть закреплено в изобразительной деятельности детей, когда им предлагают выразить в рисунке свое впечатление от музыки, которую они слышали.

По-иному строится работа психолога, если в работе с детьми используются музыкальные инструменты. Психолог играет вместе с ребенком на музыкальном инструменте. Вначале они исполнители музыки, затем – ее сочинители, а потом играют в «оркестре». Под звуки музыкальных инструментов, на которых играют ребенок и психолог, можно организовать танцы или выполнение специальных упражений (ходьба по узкой, поднятой над полом дощечке преодоление чувства страха, неуверенности в себе и т.п.).

Библиотерапия - метод воздействия на ребенка, его переживания, чувства посредством чтения книг. Подбираются литературные произведения, в которых описаны страхи детей, переживания стрессовых ситуаций, найден выход из них. Это книги Л. Толстого, Б. Житкова, В. Осеевой и т.д.

Работа с такими произведениями, как «Трусиха», «Аришка-трусишка», «На льдине», «Обвал», «Честное слово», сказки «У страха глаза велики», «Мальчиш-Кибальчиш», сказки В.А. Сухомлинского, опирается на возрастные особенности детей – заражаемость чувствами других, сопереживание им. Дети понимают, что страх, тревогу испытывают многие и по разным причинам. Вместе с героями литературных произведений они переживают те же состояния, но в то же время, проанализировав их действия, видят, что можно найти выход из трудной ситуации, что позволяет им расширить свою социальную компетенцию. Иногда воспитатель, когда дети ложатся спать, рассказывает им сказки в темноте. Важно учесть, что детям дошкольного возраста переживания, связанные с сильными страхами, не по силам. Для детей школьного возраста такие переживания смягчаются присутствием взрослого, который создает атмосферу защищенности.