Развитие социальной педагогики России в 18-19 веках

1. Особенности развития социальной педагогики в России в начале XVIII-XIX вв. Педагогические взгляды XVIII в.

К XVIII в. Россия сложилась в мощное, огромное по территории государство. Вместе с тем она еще значительно отставала от Европы в силу уклада общественной жизни. Важным элементом политики Петра I было образование. Просвещение, начатое Петром, продолженное Елизаветой, а затем Екатериной II, явилось реализацией на русской почве и в русской форме магистральных идей европейского Просвещения. Вместе с тем на русской почве оно приобретало весьма характерные особенности: образование стало рассматриваться как необходимое звено в карьере. В целом российское Просвещение, хотя и принимая идеи свободного развития личности, делало упор не на «естественное», а на общественное воспитание. Идеология российского Просвещения была прежде всего связана с идеей великой России, чему и предназначалось Просвещение. Оно призвано было не служить человеку, а как раз воспитывать слуг государства. Наиболее видные представители российского Просвещения – М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.В. Радищев, И.И. Бецкой, Ф.И. Янкович.

Михаил Васильевич Ломоносов. Первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, просветитель. В 1742 г. назначен адъюнктом Академии наук; в 1745 г. стал первым русским, избранным на должность профессора . С 1758 г. возглавлял университет и гимназии при Академии наук. В составленном им «Регламенте академической гимназии» отстаивал мысль об общеобразовательном и бессословном характере средней школы. Явился создателем русской классической философии, основоположник философского материализма, научного естествознания. С именем Ломоносова связано создание русской грамматики и формирование в России литературного языка. По его инициативе открыт Московский университет

Иван Иванович Бецкой. Государственный и общественный деятель. В 1763 г. представил Екатерине II план школьной реформы «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» . Надеялся посредством воспитания создать «новую породу» людей. Условием формирования первого поколения считал строгую изоляцию воспитанников от пагубного влияния общества. В 1760-х – начале 1770-х гг. создал систему учебно-воспитательных учреждений сословного характера для детей от 5-6 до 18-20 лет:



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  Следующая > В конец >>