Развитие социального аспекта в воспитании в 18-19 веках

В XVII-XVIII вв. в западноевропейских странах шел процесс становления национальных государств, утверждались рыночные отношения и новые способы ведения хозяйства. В этих условиях возрастает роль воспитания и образования в хозяйственной и общественной жизни: нужен активный и инициативный человек, рационально мыслящий и действующий. Возникают идеи преобразования мира через воспитание и образование.

1.Социально-педагогическая направленность концепции Дж. Локка

Воспитанник Джона Локка должен быть подготовлен не только к успешному ведению коммерческих дел, но и осознавать свою гражданскую ответственность – быть полезным своей стране и своему классу.

Для выполнения своего предназначения и социальных функций джентльмен должен быть религиозен, физически здоров, обладать ясным и практичным умом, мужеством и волей. Стратегический ориентир и комплексная характеристика джентльмена – добродетельная жизнедеятельность. Главный критерий добродетельности – целесообразность и полезность стране и обществу.

Свою педагогическую концепцию Локк изложил в трактате «Мысли о воспитании» – программе подготовки делового человека капиталистического мира. Соединив традиции светского воспитания с новаторской – прагматической направленностью, он создал воспитательную систему формирования личности буржуа как средство развития его основных гражданских, нравственных и деловых качеств.

Новаторство педагога заключалось и в том, что он стал первым разработчиком научно-психологических основ воспитания как единства физического, нравственного и умственного развития:

– физическое воспитание осуществлялось под девизом: «В здоровом теле здоровый дух». Дал практические рекомендации по закаливанию и выработке, умеренности;

– основу нравственного воспитания видел в выработке характера, развитии воли, нравственном дисциплинировании. Подчеркивал необходимость формирования устойчивых положительных привычек. Большую роль отводил примеру наставника. В процессе воспитания советовал избегать как физических наказаний так и особых поощрений и наград. Честь и позор – стимулы, на которые следует опираться в процессе воспитания. Допускал физические наказания за открытое неповиновение и чтобы сломить упрямство;



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  Следующая > В конец >>