Развитие предметной деятельности у ребенка

Согласно существующей в отечественной психологии периодизации психического развития, предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте. В процессе этой деятельности происходит овладение общественно выработанными способами действий с предметами.

Этапы развития действий с предметами. Предметная деятельность имеет свою логику развития. Уже на первом году жизни у ребенка формируются неспецифические манипуляторные действия с предметами, которые первоначально осуществляются безотносительно к их свойствам: ребенок одинаково обращается с любым предметом, попавшим в его руки (сосет, постукивает, размахивает и т.п.). При этом он внимательно разглядывает предметы, слушает их звучание, вертит их в руках, перекладывает с места на место, много раз повторяя одно и то же действие.

Чуть позже складываются специфические манипуляции. Малыш начинает замечать и использовать особенности предметов, их простейшие свойства и соотношения. Например, гремит погремушкой, мнет бумагу, вкладывает один предмет в другой, продевает игрушку через решетки манежа. Он любит заниматься не только предметами рукотворного мира, но и природными объектами — водой, песком, камешками и пр.

Оба указанных вида действий представляют собой самостоятельный феномен, вариант исследовательского поведения, обусловленный познавательной активностью ребенка, его любознательностью. Экспериментируя с предметами с помощью неспецифических и специфических манипуляций, он извлекает множество информации об объектах, учится устанавливать связи между ними. Исследовательское поведение интенсивно развивается тогда, когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться и получает доступ к предметам окружающего его мира.

Одним из важных условий развития исследовательского поведения является общение с взрослыми, которые организуют стимулирующую развитие предметную среду, привлекают внимание малыша к новым объектам, поощряют и поддерживают его любознательность. Исследовательское поведение совершенствуется на протяжении раннего возраста, оставаясь важной составляющей познавательного и творческого развития как в этот, так и в последующие возрастные периоды. Кроме того, в процессе экспериментирования ребенок получает чисто функциональное удовольствие и от самого действия, ибо он ощущает себя при этом субъектом происходящего, источником изменений в окружающем его мире.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  Следующая > В конец >>